Папа может все

shevelev_dekabr12_1Сопротивляться неминуемой «оцифровке» повседневной жизни в золотой век развития инновационных технологий, как минимум, занятие бесперспективное. И недальновидное. Еще несколько лет назадвстречались отдельные бунтари, принципиально отвергающие преимущества мобильной связи и интернета, но сегодня и они занесены в Красную книгу — таких на планете осталось не больше, чем амурских тигров. И в самом деле: девайсы и софты нам строить и жить помогают. Причем не только в переносном смысле. Своим опытом бизнеса «на цифре» делится генеральный директор Digital Retail Group Андрей Шевелев.

— Не сочтите за занудство, но в любом деле существует два направления — инновационное и эмпирическое. В первом случае ты действуешь на передовой, во втором — идешь проторенным кем-то до тебя путем. Мы осознанно выбрали инновационный способ ведения бизнеса.

— Что же плохого в опыте и ошибках предшественников?
— Подразумевая инновационный способ, я говорю не о каждодневном «изобретении велосипеда» из каких-то эгоистических побуждений: дескать, гляньте, какой я умный и независимый. Здесь другое: отработанные когда-то схемы и реализованные концепции не должны восприниматься как пошаговая инструкция по применению. Это может стать эффективным инструментом в решении сиюминутных задач, но никак не стратегией на годы вперед. Вот у вас, вижу, современный диктофон и ноутбук, а Пушкин и Достоевский создавали свои произведения с помощью пера и чернильницы. Вы же не станете для развития творческих способностей идти тем же путем и возвращаться к писательским «девайсам» XIX века? Почему тогда руководитель компании обязан опираться на рекомендации своих предшественников? Конечно, это гротескный пример, но смысл он отображает. Идя по оживленной дороге, окажешься там, где уже побывали до тебя. Это хорошо для экскурсии по культовым местам, но в корне противоречит сути успешного бизнеса.

— Есть риск затеряться в «дремучем лесу»…
— Да, это так, а иначе совсем было бы легко. Наша компания занимается венчурной деятельностью, в основе которой лежит инновационная идея, способная изменить что-то в своей отрасли, вывести на
лидирующие позиции — и позволить закрепиться на вершине. Само слово venture переводится как «рискованное предприятие», оно предупреждает о том, что идея может выстрелить, а может пролежать с отсыревшим порохом. И здесь важно, чтобы вся деятельность компании базировалась на четком понимании бизнес-идеи и способа ее монетизации.

— Когда пришло осознание, что будущее DRG за инновациями?
— Такое понимание было всегда, с момента основания. «Цифровой папа», Celler.ru, «Свежее на дом» и другие наши проекты — все они по-своему уникальны. И каждый раз мы получаем подтверждение, что выбранный путь развития верный. Например, в 2011 году обозначились очень серьезные проблемы в цифровом ретейле по всей стране. Два федеральных столпа «Евросеть» и «Связной» в конкурентной борьбе друг с другом опустили цены «до нуля». Очень многие компании, которые вели неэффективный бизнес, тогда закрылись — и мы, не скрою, стали убыточны. Возникла дилемма: продать сеть полностью либо сохранить частичное представительство на рынке, предельно сократив команду. Обсудив оба варианта, мы поняли, что они не про нас. Было решено создавать несокрушимый бизнес. Не располагая такими бюджетами, как у основных конкурентов, мы стали «действовать мозгами». В первую очередь приступили к выстраиванию бизнес-модели, которая позволила нам не зависеть от конъюнктуры, от демпинга. Обратились к самым крутым в России маркетинговым консультантам и стратегам, и они разработали нам уникальное позиционирование и нейминг «Цифрового папы». После тренингов была определена цель — сделать очень эффективную розницу и тиражировать ее по системе франчайзинга, добиваясь «освоения» 10% рынка в течение трех лет. Это 2 тысячи торговых объектов под брендом «Цифровой папа» по всей России. А в Москве мы построим единый логистический центр с доставкой во все точки страны, ведь самолеты из столицы вылетают во все 89 регионов ежедневно. Это новый подход, потому что федеральные компании франчайзингом не занимаются — они просто строят объекты, расходуя огромные средства.

— Пока не улавливаю инновационных замыслов: ведь франчайзинг — дело известное…
— Стержень нашей работы — инновационность и технологичность во всех бизнес-процессах внутри компании. Допустим, система учета: по сути, мы разработали свою 1С, которая находится в «облаке», а рабочее место организовано как точка доступа через webarm. Наш webarm легко инсталлируется: достаточно ввести адрес в браузер, пароль — и рабочее место продавца готово. Плюсы в том, что в «облаке» нет технических проблем с обменом данными, продавать товар можно как со своей торговой точки, так и с соседней. Кроме того, к этой системе учета можно очень технологично подключать и другие модули — например, продажу авиабилетов. И эта услуга сразу станет доступна нашему франчайзи. Следующим шагом стало создание торгово-сервисного терминала — «системы автоматического кассира». Покупатель самостоятельно оплачивает приобретаемый товар с помощью устройства, визуально напоминающего терминал. Деньги автоматически инкассируются и зачисляются на расчетный счет в банке. Это позволяет сократить расходы на поддержание софта, учет, пересчитывание денег, инкассацию и т. д. Еще мы разработали кредитного брокера, который экономит время клиента и автоматизирует работу кассира. И таких проектов масса — уже реализуемых и находящихся в разработке.

— Смогут ли «роботы» полностью заменить человека?
— Понимаю, о чем вы. В рознице всегда существовала нехватка квалифицированных сотрудников. Несмотря на это, наша задача — быть на голову выше конкурентов по уровню обслуживания. Нами создано мобильное приложение, куда с сервера закачивается методический материал. Каждый сотрудник заходит под своим паролем и получает доступ к программе обучения. Для того чтобы стажер прошел свой карьерный путь до звания мастера, ему нужно пройти определенное количество уровней. Интерфейс схож с игровым, что-то вроде Angry Birds. Пока не наберешь определенное количество звезд, тебе не откроется новый уровень. То есть, пока не научишься продавать сим-карты, не начнешь обучение продажам телефонов. Обучаться по такой системе очень комфортно — оно разбито на маленькие эпизоды, это не методический талмуд. Существует еще плюс: если торговая точка не выполняет план продаж, мы анализируем показатели — и рекомендуем сотрудникам повторить прохождение определенных модулей. Кроме того, важен практический опыт: всем сотрудникам мы выдаем смартфоны в служебное пользование — и консультанты не понаслышке знают, что предлагают покупателю, так как сами являются пользователями. Каждое карьерное повышение сопровождается сменой девайса: сначала простой смартфон, потом получше, а затем iPhone 5. С этой инновационной программой мы рассчитываем на победу в конкурсе «HR-бренд года» по версии HeadHunter в номинации «Старт карьеры».

— DRG  — это не только цифровой ретейл, но еще и он-лайн-сервисы?
— Мы создаем проекты по всем востребованным направлениям: продукты, одежда, цифровая техника, досуг, туризм, товары для дома. Главное в предлагаемых нами сервисах — экономия времени клиента, потому что оно является единственным невосполнимым ресурсом в жизни. В России — и, в частности, в Красноярске — всё больше людей готовы совершать онлайн-покупки. Сегодня доля он-лайн-ретейла в России — 2%, в США — 48%. Трудно переоценить будущее, которое ждет этот бизнес. Так что мы решили набирать компетенции уже сегодня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *